Ингушскую вышивальщицу пригласил на свою выставку Валентин Юдашкин

СВОИ картины Эсет Хамхоева вышивает золотыми нитями и украшает бисером.

В технике вышивания, используемой жительницей ингушского села Насыр-Корт, редко кто из рукодельниц сейчас работает.

Эсет вышивает самым мелким крестиком, который только возможен. Поэтому лицевую и и изнаночную сторону на ее картинах и панно может отличить только очень придирчивый глаз.  Это очень трудоемкий процесс. К примеру, над небольшой картиной, на которой изображена тройка белоснежных лошадей, Эсет работала более полутора лет.

Еще в школе Эсет хорошо рисовала.  Но долгие годы об ее увлечении знали немногие.

Вышивкой талантливая художница-самоучка увлеклась случайно. Как-то приехала со своими работами на художественную  выставку в Грозный и пожаловалась известному чеченскому художнику, что дома нет условий для творчества – тихого уголка, где можно уединиться с кистями и красками.

– У нас была большая семья, и в доме трудно было найти свободное место для мольберта. Кроме того, к нам часто приходили гости, каждому приходилось уделять много внимание, так у ингушей принято, – вспоминает народная художница Ингушетии Эсет Хамхоева. – Только разложишь краски и начнешь писать, а тут уже гость на пороге. Хочешь не хочешь — работу надо заканчивать, в результате краски сохли, и получалось не творчество, а одно мучение.

Услышав о проблемах девушки, грозненский живописец посоветовал в качестве альтернативы вышивание.

Художница так и поступила, тем более, что к тому времени вышивать она уже научилась мастерски.

– Видимо, я в бабушку пошла, которая была золотошвейкой. Она жила на границе с Грузией. Шила грузинские и ингушские костюмы, на которых вышивала золотыми нитками и бисером орнаменты, – продолжает Эсет.

Кроме бабушкиных генов, стать самой известной в республике вышивальщицей жительнице Насыр-Корта помогли так называемые женские журналы. В них давались полезные  советы по рукоделию.

Эсет начинала с вышивки гладью: на панно изображала декоративных птиц. Маленькие пернатые, особенно колибри, а также бабочки и цветы и сейчас ее слабость. Кстати, кисти и краски ей необходимы до сих пор. Дело в том, что прежде чем взяться за нитки и иголку, Эсет наносит на холст, отрез натурального льна или канву (по своей структуре используемая для вышивания ткань должна состоять из мелких клеточек)  рисунок масляной краской, а потом уже по нему вышивает.

Над особо значимыми с ее точки зрения картинами мастерица работает золотой иглой и таким же наперстком, подаренным ей братом. На многих ее работах можно увидеть разноцветный чешский и японский бисер, из которого художница также делает различные украшения. Причем, свои изделия она не продает, а дарит. Надо признать, подарки получаются редкой красоты.

Сейчас Эсет Хамхоева приступила к грандиозной работе, которую повезет на московскую выставку,  — картине с аятами из Корана  в обрамлении орнамента. На ней будут сверкать драгоценные и полудрагоценные камни — рубины, снятые со старинных изделий, топазы, а также золото и жемчуг.

В планах вышивальщицы и участие будущей весной в столичной выставке Валентина Юдашкина, куда ее пригласил сам модельер. Эсет сошьет для нее национальный костюм, который представители ее народа носили в древности, с головным убором курхасом, украшенным драгоценными камнями и орнаментом.

Алена Ларина

МАГАС

http://golosingushetii.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=702:2011-08-12-19-34-30&catid=1:2011-02-15-12-51-03&Itemid=2