Заявления Кадырова напомнили о многолетних притязаниях Чечни на ингушские селения

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Жители восьми селений, которые Рамзан Кадыров пригрозил отторгнуть от Ингушетии, являются этническими ингушами, указал географ Якуб Гогиев. Чечня еще в 2013 году формально включила в свой состав населенные пункты Сунженского района Ингушетии, включая города Карабулак и Сунжу, отметил правозащитник Тимур Акиев. 

Как писал “Кавказский узел“, Рамзан Кадыров уже дважды за последние дни предупреждал ингушскую сторону, что если проявления недовольства нынешними границами не прекратятся, то они будут пересмотрены еще раз, и снова в пользу Чечни. Кадыров даже уточнил, что добьется от Кремля согласия на отторжение от Ингушетии восьми селений.

11 ноября “Чеченавтодор” провел земляные работы на берегу реки Фортанги, по которой проходит граница с Ингушетией, что вызвало возмущение в Ингушетии – как среди местных жителей, так и у чиновников. Рамзан Кадыров назвал недовольных “кучкой провокаторов, которые пытаются разыграть националистическую карту”. Чеченская делегация 21 ноября выезжала на берег Фортанги, чтобы по шариату решить вопрос о принадлежности приграничных земель, однако представители Ингушетии не явились. Тогда 23 ноября по приказу Кадырова все силовые подразделения Чечни выдвинулись на три дня на границы республики. Опрошенные “Кавказским узлом” эксперты расценили это как демонстрацию силы, отметив, что не видят угрозы вооруженных столкновений. Маневры чеченского управления Росгвардии вызывают беспокойство, поскольку цели столь масштабной операции неясны, а аналогов у нее нет, указали опрошенные “Кавказским узлом” полковник полиции Амир Колов и председатель профсоюза полиции Дагестана Магомед Шамилов.

Рамзан Кадыров, говоря о восьми населенных пунктах, которые могут быть переданы Чечне, имел в виду приграничные села Сунженского и Малгобекского районов Ингушетии, считает учредитель ингушского историко-географического общества “Дзурдзуки” Якуб Гогиев. “Это Сунженский район. Перед ликвидацией Ингушской области этот район присоединили к Чечне. Вот они и берут как самую удобную для себя дату 1934 год. А еще часть Малгобекского района”, – сказал он корреспонденту “Кавказского узла”. По словам Гогиева, 95% жителей этих населенных пунктов составляют этнические ингуши.  

Руководитель ингушского отделения Правозащитного центра “Мемориал”* Тимур Акиев напомнил, что Чечня еще с 2012 года выдвигала претензии к территориям Ингушетии.

“Дело дошло до того, что 9 февраля 2013 года вступил в силу закон Чеченской Республики “Об образовании муниципального образования Сунженский район и муниципальных образований, входящих в его состав, установлении их границ и наделении их соответствующим статусом муниципального района и сельского поселения”, принятый чеченским парламентом еще 18 октября 2012 года и подписанный Рамзаном Кадыровым. Согласно этому закону, в Сунженский район Чечни, состоящий из узкой полосы земли и двух сел, должны были быть включены территории Сунженского района Ингушетии, включая города Карабулак и Сунжу, населенные пункты Нестеровская и Троицкая, села Аршты и Чемульга. Помимо этого, есть претензии и по Малгобекскому району. По этому закону в Сунженский район Чечни включили два населенных пункта, которые находятся в Малгобекском районе – Вознесенское сельское поселение с административным центром в станице Вознесенской с входящим в его состав населенным пунктом – селом Аки-Юрт”, – рассказал корреспонденту “Кавказского узла” Акиев.

По его словам, после соглашения 2018 года чеченская сторона внесла изменения в этот закон, а в январе 2020 года Сунженский район Чечни переименовали в Серноводский район.

Соглашение о чечено-ингушской границе, подписанное в сентябре 2018 года, привело к массовым народным протестам в Ингушетии. Активисты обвинили тогдашнего главу республики Юнуса-Бека Евкурова в передаче части ингушских земель соседнему региону. “Кавказский узел” регулярно обновляет хронику “Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней“, в которой собрана информация о тех событиях и преследовании противников соглашения.

Федеральный центр относится к подобным заявлениям Кадырова как к чему-то не заслуживающему реакции, считает политолог Алексей Малашенко. “Кремль молчит, поскольку сейчас не время заниматься такими вопросами. У Москвы сейчас столько международных проблем, что не время реагировать на новые запросы Кадырова о новых территориях. Своим молчанием Кремль показывает, что этот вопрос следует закрыть и оставить на будущее”, – сказал Малашенко корреспонденту “Кавказского узла”.

Проблем для Кремля такие заявления Кадырова не создают, указал политолог. “Для Кремля он не создает проблем. Его цель – показать, что если мы с вами не найдем решения, то Кремль решит за вас в нашу пользу. То есть он создает проблемы для ингушской стороны. Тогда вопрос решили не в их пользу. Сейчас Кадыров снова надеется на такой исход”, – пояснил Малашенко.

Вопросы границ могут быть решены между регионами России путем переговоров, указал президент Союза адвокатов России Игорь Трунов. В соответствии со статьей 67 Конституции РФ, границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. То есть вопрос о границах между субъектами РФ при наличии спора должен разрешаться, прежде всего, путем переговоров с участием правомочных органов государственной власти соответствующих субъектов РФ и посредством нахождения ими согласованного решения, исходя из того, что граница территории одного из них – это одновременно и граница территории другого. А окончательное решение по границам утверждает Совет Федерации, поскольку, согласно пункту “а” части 1 статьи 102 Конституции РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к ведению Совета Федерации”, – сказал Трунов корреспонденту “Кавказского узла”.

По его словам, иная ситуация складывается в случае, если надлежащим правовым способом определенная граница между двумя сопредельными субъектами федерации отсутствует, а следовательно, в вопросе о том, как и где она пролегает, имеет место правовая неопределенность. “В таком случае речь идет не о целесообразности изменения принадлежности какой-либо территории одному или другому субъекту РФ, а об их общей, взаимной потребности разграничить свои территории и, соответственно, юрисдикцию, то есть разрешить вопрос об установлении границы между ними, тем более что скорейшее прекращение состояния территориальной неурегулированности является их конституционной обязанностью”, – отметил он.

Новости о территориальных спорах Чечни с соседними регионами “Кавказский узел” размещает на тематической странице “Как Кадыров Чечню укрупняет“. Подробнее о новом витке спора о границе говорится в справке “Кавказского узла” “Русло Фортанги: почему злится Кадыров“, а о его предыстории – в справке “Спор о чечено-ингушской границе: аргументы сторон“.

* организация внесена Минюстом России в реестр иноагентов.

Автор: Роман Кужев источник: корреспондент “Кавказского узла”

Новости Кавказского Узла – Регион Ингушетия