Хамхоев отверг обвинения в подстрекательстве на митинге в Магасе

Участник митинга в Магасе Магомед Хамхоев, обвиняемый в подстрекательстве к беспорядкам, не признал в суде свою вину. Защита настаивает, чтобы засекреченный свидетель, на показаниях которого основано обвинение, лично присутствовал в суде, указала адвокат.

Как писал “Кавказский узел“, Магомед Хамхоев находится под стражей с 5 апреля 2019 года в числе других обвиняемых по уголовному делу о применении насилия к силовикам на митинге в Магасе. 22 сентября в Ессентукском городском суде состоялось заседание по делу Хамхоева, на котором защита попросила предоставить ему переводчика, но судья счел необоснованным это требование.

В сентябре Правозащитный центр “Мемориал” признал Магомеда Хамхоева политзаключенным. Правозащитники считают, что уголовное преследование Магомеда Хамхоева направлено на недобровольное прекращение публичной критики власти жителями Ингушетии, а лишение свободы было применено к нему “исключительно в связи с ненасильственным осуществлением свободы мирных собраний”.

В Ессентукском городском суде сегодня состоялось заседание по делу Хамхоева. В зале суда присутствовали подсудимый, его адвокат и сотрудник прокуратуры. Родственников и друзей Магомеда Хамхоева в зале суда не было, рассказала корреспонденту “Кавказского узла” адвокат Фатима Урусова.

По ее словам, оглашение показаний потерпевших длилось два часа. Следующее заседание судья Карен Погосян назначил на 14.30 мск 17 ноября, предполагается, что на нем будет заслушан единственный “засекреченный” свидетель обвинения, сказала адвокат. Урусова также сообщила, что защита настаивает на присутствии свидетеля в зале суда.

“Доказательная база следствия строится на показаниях одного засекреченного свидетеля. Больше ничего нет. Из показаний свидетеля не ясно, когда Хамхоев находился на площади. Предполагают, что 26 марта (на санкционированном митинге, – примечание “Кавказского узла”) он не установленному кругу лиц говорил, что нужно стоять до конца, что мы не должны уходить. Очень слабое обвинение. Можно предполагать оправдательный приговор”, – пояснила она.

26 марта 2019 года противники соглашения о чечено-ингушской границе, требовавшие отставки главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, не разошлись после санкционированного митинга в Магасе. При попытке разгона акции на следующий день произошли стычки с силовиками. С начала апреля того же года в республике прошли массовые аресты активистов. Первые приговоры по их делам Железноводский горсуд на Ставрополье начал выносить в декабре 2019 года. Рядовые участники митинга обвиняются в нападениях на силовиков, а организаторы – в создании экстремистского сообщества.

Хамхоев 26 марта участвовал в согласованном с правительством Ингушетии митинге, который продлился до 18.00 мск, следует из обвинительного заключения, копия которого имеется в распоряжении “Кавказского узла”. “Находясь под влиянием общественного, политического и религиозного авторитета перечисленных лиц [организаторов] и желая выполнения местными и федеральными органами власти всех заявленных протестующими лицами требований, [Хамхоев] не покидал 26 марта площадь”, – говорится в документе. В нем также отмечается, что он “принимал участие в несанкционированном […] публичном мероприятии в виде митинга, покинув его после 08.00 мск 27 марта, совершая тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ  (“Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования”. – Прим. “Кавказского узла”)”.

Далее в обвинительном заключении утверждается, что Хамхоев имел “преступный умысел, направленный на склонение участников несанкционированного […] митинга к совершению преступлений против порядка управления, а именно на склонение указанных лиц к применению насилия, не опасного для здоровья в отношении представителей власти – сотрудников Росгвардии”.  В какой день возник этот преступный умысел у Хамхоева, в заключении следователя не указано.

“Мой подзащитный говорит, что был на площади и 27 марта, и за это он понес административное наказание – ему штраф назначили. Он его не оплатил, так как находился с 3 апреля в СИЗО. Не было возможности оплатить”, – пояснила адвокат.

Урусова считает, что “действий насильственного характера и подстрекательства с его стороны не было”. “В суде Хамхоев вину свою полностью не признал – ни когда ему часть 2 статьи 318 УК (“Применение опасного для жизни или здоровья насилия в отношении представителя власти”. – Прим. “Кавказского узла”) вменяли, не признавал, ни потом, когда в ходе расследования прекратили обвинение по статье 318 и оставили подстрекательство”, – сказала Фатима Урусова.

Хамхоева долгое время подозревали в применении опасного для жизни или здоровья насилия в отношении сотрудников Росгвардии (часть 2 статьи 318 УК РФ). Позже обвинение переквалифицировали на статью о применении неопасного для жизни или здоровья насилия в отношении представителя власти (часть 1 статьи 318 УК РФ) и сразу же предъявили обвинения в подстрекательстве (часть 4 статьи 33 УК РФ, – прим. “Кавказского узла”).  Хамхоев стал первым из активистов, кому вменили не только нападение на силовиков, но и подстрекательство к этому, указала адвокат Фатима Урусова. 

Судебные заседания по делу Хамхоева пять раз переносились из-за неявки потерпевшего (с 22 сентября по 27 октября), говорится в карточке дела на сайте Ессентукского городского суда. Адвокат Урусова отметила, что все эти заседания состоялись, и предположила, что при внесении информации на сайт была допущена ошибка. “Лишь однажды перенесли заседание. 10 сентября Хамхоева не доставили в суд”, – пояснила адвокат.

По словам Урусовой, от родственников Хамхоева ей не поступало сообщений о каком-либо давлении на него. Она также сказала, что ее подзащитный не жаловался на условия содержания в СИЗО и на проблемы со здоровьем. “Он такой человек – из категории тех, кто не жалуется”, – сказала адвокат. Она также указала, что свидания родственников с Хамхоевым запрещены.

Материалы о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа “Кавказский узел” публикует на тематической странице “Преследование активистов“.

Автор: Вячеслав Ященко; источник: корреспондент “Кавказского узла”

Новости Кавказского Узла – Регион Ингушетия