Эздел – Ингушская Этика – Нравственные понятия и термины ч. 31

  1. Зовзал.Трусость

Зовзал (трусость) –  негативное моральное качество: боязнь, страх, неуверенность и нерешительность. Такие проявления осуждаются моральным сознанием как постыдные, недостойные человека, особенно мужчины.

Ингушское нравственное воспитание особое внимание уделяло изживанию и недопущению зовзал. В народной педагогике и в семейном воспитании были широко разработаны и использовались существующие формы, методы и способы физической и нравственной подготовки детей и подростков к взрослой жизни. Основное внимание здесь уделялось изживанию главной причины возможного появления зовзал в характере человека – неуверенности в себе и нерешительности.

Вместе с физической подготовкой и умением драться, которому специально обучали мальчиков (а как свидетельствуют «мотивы амазонок» в архаичном фольклоре, и девочек), достойно отвечать своим обидчикам, мальчики приобретали уверенность в себе и решительность, при которых, как известно, нет и не может быть места зовзал. И наоборот, если человек физически слабо подготовлен и не уверен в себе, то любой другой, более сильный, уверенный в себе и умелый, может безнаказанно расправиться с ним. И сознание этого не может не вызвать чувства зовзал. Поэтому мальчиков учили умению давать достойный отпор своим обидчикам, умению одерживать победу в физическом единоборстве.

Одновременно с физической закалкой, изживанием и недопущением, если можно так сказать, физического зовзал, происходила и нравственная закалка, изживание нравственного зовзал, что было намного важнее с точки зрения морального сознания. Детей учили говорить правду и поступать правдиво. Значение этой нравственной нормы с годами всё более возрастало.

К проявлениям зовзал относилось и негативные черты нерешительности, страха, неуверенности и малодушия в общественном поведении и  в общественно               й жизни. Такой человек мог не решиться сказать то, что нужно было сказать, сделать, что необходимо было по нормам эздел. А это было куда важнее и вреднее, чем детские страхи и нерешительность. А такого уровня зовзал мог стать причиной молчаливого одобрения большого общественного зла. Эздел видел эту опасность и боролся с нею всеми возможными способами и средствами, в первую очередь изживая причины подобных проявлений.

В ингушском обществе, как и в любом другом, были носители зовзал в общественной жизни, но эздел не допускал, чтобы это стало заметным явлением. В прошлом в ингушском обществе было немало людей, говоривших правду открыто, в глаза, какой бы горькой он ни была, невзирая и не оглядываясь ни на какие авторитеты и не боясь осуждения ложным общественным мнением. Эздел высоко возносил таких людей. Эти люди не только отважно и смело говорили правду, но и сами вели правдивый, честный образ жизни. И поэтому никто не смел безнаказанно творить зло и несправделивость в ингушском обществе ради своих корыстных целей. Это было очень нелегко, и решиться на это может далеко не каждый, но те, кто на это решался, были гордостью всего народа.

В современном же ингушском обществе эта норма почти перестала функционировать. Все больше появляется людей, не только подверженных зовзал в общественной жизни, но и спекулирующих, паразитирующих на этой своей зовзал, выдающих её чуть ли не за доблесть и мудрость.

 

А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика