“Прошлое не исчезает, оно всегда с нами…”
“Прошлое не исчезает, оно всегда с нами…”
14 октября с.г. в Государственном музее истории ГУЛАГа состоялась лекциякандидата филологических наук, руководителя Ингушского
"Мемориала",исследователя истории политических репрессий 20 века Марьям Яндиевой"Депортация ингушей: основные аспекты сталинского преступления". Лекциябыла запланирована как концептуальная часть большого экспозиционно-лекционного проекта музея, открывшегося 16 сентября фотовыставкой,посвященной депортации ингушского народа " Испытание. 70 лет спустя"(автор Д. Беляков). Перед началом лекции научный сотрудник Виктория Сушко сказала отрадиционных связях музея и Ингушского "Мемориала", в течение почтивосьми лет проводящего здесь вечера памяти 1944 и 1992 гг., презентациитематических изданий
На лекции присутствовали представители разных поколений – молодежь(студенты и аспиранты московских ВУЗов), ветераны российскойправозащиты и исследователи истории советского периода : Э.А. Кудусов,С.У. Алиева, Б.Д. Газиков, Р.Н. Цырлина и др.М.Яндиева достаточно подробно осветила основные проблемыдепортационной проблематики ингушей, ознакомив аудиторию со своимивыводами, сделанными на основе длительного изучения документов иматериалов различных уровней :
– Глубинной и всегда тщательно замаскированной причиной террорагосударства в отношении ингушей являлась(и является) этногеополитико-стратегическая проблема региона. Ингуши вместе с чеченцами, согласноимперской иерархической традиции, всегда позиционировались какнелояльные народы. Поэтому объектом вожделений империи была ихэтническая территория, на которой они сами были лишними в свете политикии практики советского (и постсоветского) экспансионизма в регионахСеверного и Южного Кавказа.- Главным во все времена объектом репрессий со стороны власти быличеченцы, пассионарные соседи ингушей.
– "Размышления" в Кремле по поводу депортации наших народов еще в 1940году позволяют утверждать, что главная внутриполитическая причиназаключалась в том, что ингуши (вместе с чеченцами) не только не поддалисьсоветизации, а еще и оказывали всевозможное сопротивление советскойвласти в конце 20х – 30х – 40х гг. как латентной, так и открытой вооруженнойборьбой против атеистического оболванивания, коллективизации,большевизации и русификации в бытовой, культурной и социальной сферахжизнедеятельности.С.А. Алиева , автор трехтомника " Так это было" , поделилась своимиличными воспоминаниями о депортационной юности в городе Фрунзе, гдеингушская , карачаевская, балкарская, чеченская интеллигенция находиласьвместе, неся клеймо спецпереселенцев.
Б.Д. Газиков в последовавшем неформальном общении с молодежью отвечална интересующие ее вопросы по истории ингушей