“Я этот путь всегда смогу найти. Там на Восток могилы пролегли…”

В школьные годы каждое лето летал к родному дяде в Казахстан. Жил он тогда в северном городе Кокчетав (Кештетау-казах.; синегорье- русский). А в 100 км находится курортная зона Боровое, куда мы ездили отдыхать. Если ехать по так называемой внутренней дороге через Щучинск, то слева на холме виднеются старые могилы. Мы всякий раз останавливались у дороги и шли к этим могилам. Дядя говорил, что это похороненные в годы депортации ингуши и чеченцы. На меня тогда это произвело сильное впечатление. Мне всегда была интересна история возникновения этих могил, известны ли имена погребенных? Эти люди так и не смогли увидеть свою родину, горы, Кавказ.
Не так давно я вновь вспомнил о тех могилах. Не знаю почему я вспомнил про них, но теперь меня уже интересовало другое. А в каком же состоянии сейчас могилы наших предков, которые похоронены в Казахстане? В социальной сети познакомился с молодыми ингушами Шамсуддином Гадоборшевым и Бузуркиевым Исламом, которые живут в Алматы и вместе с другими ингушами и чеченцами ухаживают за Карасуйским кладбищем.


Бузуркиев Ислам:
За могилами мы давно ухаживаем. Это одно из первых вайнахских кладбищ.
Еще наши отцы ухаживали за этими могилами, кладбищем. А сегодня мы, их дети, продолжаем это дело. Приходим, отчищаем от старой травы, красим. Где-то забор покосился-выравниваем. Стараемся содержать в надлежащем виде. Все знают, что здесь похоронены вайнахи и это будет позор, если мы не будем следить за могилами наших предков.

IMG_0553
IMG_0555

Эти кладбища появились в 1944 году в начале депортации. Старики рассказывали, что шедший эшелон с депортированными остановился рядом с железной дорогой. Вынесли 156 человек, среди которых были старики, дети, молодые парни и девушки. Было дано разрешение и там их всех похоронили. Кто-то умер от болезни, кто-то от холода и голода. Дорога была тяжелая. Это те первые могилы, которые появились тогда. На некоторых есть надписи на арабском языке вязью, на других не сохранились, просто стоят могильные плиты (чурты).

Шамсуддин Гадаборшев:
Наша работа делается ради довольства Аллаха. Это богоугодное дело, это наш порыв сердца. Это наша память и наш моральный долг. Каждый, кто считает нужным, приходит и помогает.

IMG_0556
IMG_0572
Обычно в мечете после пятничного намаза имам объявляет, что необходимо провести субботник. Мы собираемся и едем вместе. У нас у каждого здесь кто-то похоронен из родственников. Земляки некоторые дают деньги, которые идут на покупку кисточек, краски, лопат и другого рабочего инвентаря. Официальные власти Казахстана тоже готовы приходить к нам на помощь в любое время. Они всегда нам помогают, когда возникают какие-либо затруднения, к примеру с оформлением необходимых документов для захоронения или перезахоронения человека и ряд других вопросов.

IMG_0565
IMG_0568
Бузуркиев Ислам:
Молодежь наша, к сожалению, не очень активна. Ее много, но хотелось бы больше динамики от нее. В основном те ребята, которые приходят в мечеть, они и составляют нашу группу по уборке кладбищ и прилегающей территории. Нас не мало, одним словом.
После уборки мы читаем Коран, делаем дуа по умершим мусульманам. Иногда и имам наш приезжает помогать.
С помощью Аллаха, будем и дальше продолжать свою деятельность и привлекать наше молодое поколение. Если кто-то ищет или желает найти могилу своего родственника в Алматы, то мы можем посодействовать поиску.
IMG_0575
IMG_0577

Беседовал Ибрагим Костоев

http://ibrakost.livejournal.com/47728.html