Эздел – Ингушская Этика – Нравственные понятия и термины ч.24

24. Оамалал./Нравственность

      Оамалал (нравственность) – моральное понятие, определяющее сферу практического применения норм Эздел, а также степень соответствия характера человека (оамал) этим нормам. В сфере оамалал прежде всего формировался характер человека, формировалась система оценок и критериев его поступков, поведения и образа жизни с позиций благородного и благородства. Омалал мыслелось как морально благополучное поле нравственности. В пределах этого поля и протекала повседневная жизнь предков ингушей.

Здесь появлялась моральное содержание уклада их бытия, обычаев, обрядов, традиций, других сфер материальной и духовной культуры. Человека, вышедшего из этого поля, то есть нарушающего соответствующие нормы, омалца вац (букв: находящийся вне оамал) –  человеком вышедшим из состояние морального благополучия из-за недостатков своего характера.

В этой же сфере существовала целая система нравственного воспитяания и нравственного образования. Нормы эздел были давным-давно детально разработаны. Задачи стояли не в том, что бы развивать эти нормы. Согласно моральному сознанию, они не нуждались в улучшении, усовершенствовании и т.п. задачи нравственного оьразования состояли в том, что бы сохранить знания этих норм и передать их следующему поколению. О том, что были найдены эффетивные способы и формы их сохранения, говорит то обстоятельство, что эти нравственные знания сохранились и в почти первозданном виде дошли до наших дней. Они сохранялись, культивировались и передавались следующим поколениям в пределах поля морального благополучия оамалал.

Конечной цепью эздел и было создание и обеспечение должного функционирования такого поля морального благополучия в ингушском обществе и народе. Такое функционирование было возможно только на предельной высоте нравственности. Планка этой высоты не снижалась и определялась понятием оамалал. Общее моральное благополучие зависело от всех и каждого. Поэтому любое отклонение от нормы или снижение её высоты отдельным человеком подвергалось моральному осуждению. Моральное благополучие каждого отдельного человека создавалось моральным благополучием всех, а моральное благополучие всех создавалось моральным благополучием каждого человека в отдельности. Эта была очень эффетивая модель практического решения указанной выше задачи, создания механизма сохранения высоты нравственности и практического воплощения норм эздел в поседневное бытие народа и каждого человека в отдельности.

А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика