Эздел – Ингушская Этика – Нравственные понятия и термины ч.13
Фу (семя) – нравственная категория ингушского морального сознания, объясняющая морально-социальную состоятельность человека его генеалогией. Согласно ингушскойму моральному сознанию, фу – семя человека может быть как хорошим, так и плохим (фу дикви, вови хул). От хорошего семени рождается хорошее потомство, от плохого – плохое.
Хорошее семя – это «чистое» семя, без примесей иноэтнической крови, полученное от благородных (эздий) отцов и благородных матерей. Плохое семя (во фу) – это «грязное» семя, полученное от смешения всякой крови, от неблагородных, порочных отцов и порочных матерей.
Поэтому сохранение для потомства чистоты крови и чистоты молока матери (наьна шур) было постоянной и исключительно важной заботой предков ингушей. Для этих целей были созданы и действовали в течении веков общественные институты и традиции, передаваемые из поколения в поколение, о которых говорилось выше.
Особенно оберегаемым, уникальным генофондом было благородное семя – эздий фу. Благородное семя, по учению Эздел, обладало благородной кровью – эздий й1ий и благородным материнским молоком – эздий шура.
Многое становится неясным в сложной нравственной философии фу, которая, видимо, восходила к знаниям о «семени» зарождения жизни вообще и другим глубоким знаниям о физииолегической и иной природе человека. В этом плане категория фу представляет собой большую загадку, расшифровка которой может стать действенным ключем к правильному пониманию и толкованию многих сторон ингушской культуры и истории. Да и не только ингушской.
Судя по фольклерным преданиям и другим источникам, носители благородного фу составляли элитарную среду общества. Заключение браков, как правило происходило только в данной элитарной среде. Родители старались женить своих сыновей на дочерях представителей данной среды – носителей ц1ена фу, с тем чтобы их дети были вскормлены молоком благородной матери и выросли благородными детьми.
А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика