Юнус-Бек Евкуров: «Спасибо всем казахстанцам за помощь, оказанную ими в трагическое для народа Ингушетии время»

События на Северном Кавказе всегда находились в центре внимания общественности. Не стало исключением и назначение на пост президента Ингушетии боевого офицера Юнус-бека Евкурова, приход которого эксперты назвали «первым камнем, заложенным в фундамент институтов мира».

Что можно было ожидать, как не исключительной ставки на силу, от боевого офицера? Однако Юнус-бек Баматгиреевич сделал ставку на диалог, доверие и примирение. Он начал с того, что в первые же дни после вступления в должность встретился с представителями оппозиции, некоторые из которых позже вошли в его администрацию, а другие продолжили сотрудничество с ним, не занимая официальных постов. Благодаря этому было преодолено безнадежное противостояние, тлевшее в Ингушетии в течение нескольких лет и не оставлявшее надежд на какие бы то ни было позитивные перемены.

Сменивший генеральский мундир на президентского кресло, Евкуров сегодня пользуется большой поддержкой федерального центра. К примеру, решение о выделении Ингушетии дополнительных 29 млрд. рублей на ближайшие шесть лет – тому подтверждение.

Не зря многие авторитетные издания назвали действия Евкурова новой тенденцией в северокавказской политике, а влиятельный российский журнал «Эксперт» назвал его человеком 2009 года.

О текущих задачах Ингушетии, связях ингушей с Казахстаном, отличиях в военной и гражданской дисциплине, рецептах борьбы с терроризмом и коррупцией, отношении к многоженству, наш корреспондент побеседовал с президентом Ингушетии, Героем России Юнус-беком Евкуровым.

– Г-н президент, как известно, Казахстан с Ингушетией связывает своеобразный живой мост. Что Вы думаете об этом?

– В первую очередь, хотел бы еще раз сказать большое спасибо народу Казахстана, всем казахстанцам за то историческое прошлое, что связывает наши народы, за ту помощь, которая была оказана ими в трагическое для народа Ингушетии время. Мы это помним и всегда будем помнить, передавая из поколения в поколение. Низкий поклон за это народу Казахстана!

Пару лет назад я побывал в Казахстане для того, чтобы познакомиться с вашей страны, с ингушской диаспорой, пообщаться с их представителями, изучив их проблемы. В Казахстане проживает большое количество ингушей. В ходе поездки я был очень приятно удивлен тем, что ингуши, проживающие в вашей стране, называют Казахстан своей родиной, а Президента Назарбаева называют «наш Президент». Было приятно! Я понял, что они уже вжились, являются коренными жителями Казахстана. Я многое увидел и понял в ходе многочисленных проведенных встреч по личным вопросам. Были обсуждены различные темы, из которых я сделал вывод, что казахстанские власти очень справедливо относятся к ингушам, которые участвуют в разных сферах жизни вашей страны, как в бизнесе, так и в политике, работают в государственных структурах. Повторюсь, мне было очень приятно это услышать!

– Как известно, детство ваших родителей связано с Казахстаном.

– Воспоминаний от родителей осталось много. Отец с очень большой теплотой всегда вспоминал Казахстан. Он знал казахский язык, не забывал его. Помню, позже мы жили возле военного полигона, где в одно время нес службу солдат из Казахстана, который был почтальоном. И, когда он проходил через наше село мимо дома, где мы жили, отец часто приглашал, угощал его и разговаривал с ним на казахском. После таких встреч он всегда говорил: «Как будто в Казахстане побывал». С этим солдатом отцу всегда было приятно встречаться. Словом, у него остались самые теплые воспоминания. Кстати, старший брат отца похоронен в Торгайской области на станции Жаксы, где они проживали. А его дети – мой двоюродной брат и сестры – проживают там и сейчас.

– А каким Вы видите сотрудничество Казахстана с Ингушетией?

– Как известно, приграничное сотрудничество между Россией и Казахстаном расширено до регионального. Конечно, это очень хорошо. И сегодня у Ингушетии есть возможность участвовать в решении этих вопросов. Кстати, это я и обсуждал во время своего визита в Астану.

К примеру, есть перспективы работы наших строительных компаний в Казахстане. В свою очередь, мы могли бы пригласить казахстанцев для отдыха к нам в Ингушетию – ведь у нас есть очень красивые места. Вот если у вас в столице еще прохладно, то у нас уже тепло, это тоже можно использовать как вариант. Ну и, конечно же, оказание содействия в бизнесе и в продвижении по государственной службе нашей диаспоре. Вот над чем можно поработать. Все эти направления можно и дальше расширять.

– А каковы сегодня главные задачи у Ингушетии?

– Главная задача сегодня, конечно же, стабилизировать обстановку, прекратить совершенно бессмысленное уничтожение друг друга, которое происходит под различными надуманными предлогами. После выполнения этой задачи, полагаю, появятся другие планы, в частности, по привлечению инвестиций в Ингушетию.

Кстати, сейчас мы рассматриваем один инвестиционный проект совместно с канадской стороной по созданию центра по переработке леса. Идет также речь о строительстве заводов по переработке мусора.

Мы выставили в Интернет несколько инвестиционных проектов, касающихся строительства птицефабрики и тепличного животноводческого комплекса.

Ну и, конечно, у нас очень серьезный подход к строительству столицы Ингушетии, которой необходимы серьезные инвесторы, способные построить многоэтажные дома и объекты соцкультбыта. Когда я побывал в Астане, то ознакомился с опытом строительства казахстанской столицы. У нас в этом большая перспектива.

Известно, что Вы отправили в отставку правительство, поскольку выразили недовольство коррупцией, а также работой правительства в социально-экономической сфере и агропромышленном комплексе. Как Вы боретесь с коррупцией?

– Это проблема для многих. Сейчас, конечно, мы не можем полностью искоренить это зло. Если мы будем говорить, что победим коррупцию, то это будет витание где-то высоко в облаках.

Но минимизировать ее влияние на экономику, на социально-экономическое развитие, на авторитет власти, конечно же, необходимо. Поэтому борьба идет. Мы возбудили не одно уголовное дело. Сняли с должностей 8 руководителей.

Кроме этого, необходимо вести подбор кадров еще более серьезно, чтобы не наступать на одни и те же грабли. Ошибкой было бы утверждать, что, убирая того или иного министра, уличенного в коррупции, ты искореняешь определенное коррупционное звено. Конечно же, мы стараемся выявлять, а затем заменять те самые звенья. Вот таким образом мы стараемся минимизировать роль коррупции…

– Какой, по Вашему мнению, рецепт борьбы с экстремизмом и терроризмом?

– Считаю, что эти рецепты кроятся в формировании молодежной политики. К примеру, в наших школах с 5-го по 11-й классы преподаются религиозные уроки. Я бы сказал, что это надо делать чуть ли не с 1-го класса. Детям надо рассказать не только про ислам, но и про другие религии, чтобы у них было единое общее понимание этого вопроса. Необходимо уважительно относиться ко всем религиям и конфессиям.

Надо в школах наладить такой диалог через родителей, в том числе при помощи родительских комитетов в школах.

Плюс к этому необходимо уделять должное внимание обучению в исламских университетах. В то же время надо быть очень осторожными. Считаю, что в этом направлении работу надо проводить именно методом убеждения, а не силовыми методами принуждения. Думаю, что уже в ближайшей перспективе мы сможем увидеть сдвиги в этом вопросе.

Вы военный человек. А существует ли разница в управлении армией и в политике?

– Особой разницы не вижу. Но в то же время имеются определенные отличия. Если исполнительность в армии понимаешь так – поставил задачу, и она будет выполнена, то в гражданском обществе я уже привыкаю к тому, что некоторые чиновники могут как-то поверхностно относиться к поставленной задаче. Поэтому приходится весь этот процесс более жестко перестраивать. В этом вопросе помогает опыт.

– А что легче, быть военным или политиком? Какие качества важны?

– В этом плане нет никаких сравнений. Военным быть намного легче. Даже несмотря на то, что профессия военного связана с риском для жизни, все равно быть военным намного легче.

– Какие качества нужны современному политику?

– Я считаю, честность, любовь к своему народу, к своему коллективу, которым он постоянно руководит, и личный пример во всем.

Как вы относитесь к многоженству?

– Честно скажу, отрицательно. Правда, сам особо не хочу распространяться по этому поводу. Ну, а если кто-то хочет еще раз жениться, то, пожалуйста, никто не запрещает.

Я считаю, что если у тебя есть жена, есть дети, то вырасти их и будь чист перед Всевышним. Надо просто уметь содержать одну семью. Ведь и одна жена может десять или двенадцать детей родить. Так же ведь?! Почему именно надо еще раз жениться?

– Совершаете ли намаз?

– Обязательно. Все, как предписано мусульманину.

– За что Вы получили звание Героя России?

– Просто оказался в нужное время в нужном месте (улыбается).

– Остается ли время на хобби или занятия спортом? И сколько на Вашем счету прыжков с парашюта?

– Хобби как такового нет. Люблю почитать книги и заняться спортом для поддержки общей формы. На это чуть-чуть время хватает. Что касается прыжков с парашюта, то их у меня 297. Достаточно? (смеется)

Казахское информационное агентство

http://www.ingushetia.ru/m-news/archives/014411.shtml#more