Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.9

    Не будь сладким, как халва: каждый встречный будет тебя «съедать»; не будь горьким, как несозревший плод: каждый, кто попробует на вкус, будет тебя отбрасывать.

          Хьовла сана мерза ма хила: тIа мел кхаьчачо вуаргва хьо; аьрга сом сана къахьа ма хила: царг мел техачо дIакхоссаргва хьо.

 

         Правило учит: крайности вредны и нежелательны, всё должно быть соразмерным в поступках и поведении человека. Не следует допускать нарушений меры  ( боарам ) ни в «хорошую» ни в «плохую»  сторону.

         Некоторым бездумным поклонникам эздел казалось если они старались всем угодить, перед любым человеком. Ребёнком или взрослым, вскакивать и услуживать, то они являются необычайно благородными людьми, идеально соблюдающими нормы эздел. Им казалось, что в отношении хорошего эздел не приписывает никаких пределов.

          Именно на этом, прежде всего, паразитировали те, кто пользовался таким пониманием «благородства». В любом обществе всегда были и есть люди, паразитирующие на глупости наивности других. Были они ив ингушском обществе. Эти люди во всю «доили» указанных выше «благородных», могли забрать и растаскать почти всё, что те имели. Подобное встречается и в наши дни, всё больше приобретая черты ремесла мошенничества на благородстве, Поэтому и предупреждает правило: «не будь сладким, как халва: каждый встречный будет тебя «съедать», что нередко и происходит»

       «Беспредельное благородство»  стремящихся всем без разбора, даже недостойным, угодить, услужить, эздел не только не считал благородным, но и категорически осуждал как недопустимое для достоинства человека нарушение моральных норм.  Эздел требовал от всех соблюдения меры. Если мера нарушилась, нарушался  и эздел, благородство превращалось в свою противоположность. Старания «беспредельно благородных» и есть нарушение этой меры. Эздел не нуждался в этой их медвежьей услуге и справедливо считал их глупыми и недостойными выходками, наносящими вред себе и так лелеемой ими морали.

        Мера (боарам) должна соблюдаться такой какая она есть, без прибавления к ней чего либо в благих целях «для улучшения» в этом и состояло истинное благородство. Отсюда одинаковому осуждению подвергались попытки изменить эту меру в ту или иную сторону, как  «хорошую» так и «плохую», путём отступлений, нарушений норм.

        Вторая часть правила как раз и предостерегает против подобного нарушения меры «не будь горьким, как несозревший плод: каждый, кто попробует на вкус, будет тебя отбрасывать». Значит, соблюдай меру, не будь грубым, высокомерным, нетактичным, проявляй уважение к окружающим, если стремишься заслужить их уважение и доверие к себе, иначе с тобой перестанут считаться. Никто «съесть » тебя не захочет, но каждый кто с тобой будет иметь дело, будет тебя «отбрасывать», как никчемный предмет, «несозревший плод».

А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика

Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.8

Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.7

Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.6

Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.5

Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.4

Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.2

Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.1 (обновлённая)