Ingush Empire

Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч. 3

Ingush EmpireИз-за трудности дела не отступай, из-за лёгкости не оставляй без внимания.

                          Хала дар аъле, хIамах бIу мА къожабе, атта дар аъле, тесса ма дита.

 

      Дела, а следовательно и поступки, связанные с ними, могут быть и трудными, и лёгкими. Не следует трудное, но важное дело оставлять без внимания, равно как и легко исполнимое дело не следует оставлять без внимания по причине того, что оно легко исполнимо, так как и оно может быть важным и нужным не менее, чем дело трудноисполнимое.

    Это правило играло важную роль в нравственном и трудовом воспитании. Оно приучало человека относиться к труду как к занятию достойному, ценному, необходимому для создания материальных благ. Оно приучало человека с малых лет к активной деятельности во всех сферах бытия (тIах аьнна хила веза), пробуждало живой интерес и стремление к активному участию во всём происходящем. Правило было направлено на формирование трудолюбия, честности и правдивости и против проявлении лени, апатии и равнодушия, искореняя тягу к пустому, праздному времяпрепровождению.

      Правило боролось против попыток переложить на других исполнение дела и ответственности. Эздел обращает серьёзное внимание на эту негативную черту характера человека и необходимость её искоренения. Действительно, и в ингушской среде нередко встречались и встречаются люди, стремящиеся ответственность за выполнение общественных важных, необходимых дел переложить на других и снять с себя. Они хорошо знают, что должны делать другие, критикуют за пассивность и неисполнение своего «долга», а сами ничего не делают для этого.  В результате общественные и государственные дела, затрагивающие интересы всех, остаются нерешёнными или решенными неполностью .Обычно всё сваливают на чиновников, на власти, занимая сами пассивную позицию стороннего    наблюдателя, якобы которого это не касается. «Своё» ограничивается у тех людей пределами собственного двора, остальное- ничьё или «чужое», которым и должны заниматься, по их мнению, чиновники и «другие». Такая безответственность чревата многими негативными последствиями для народа в целом, в том числе она создаёт чиновникам условия для бесконтрольного злоупотребления своими служебными полномочиями.

    То, что находится в пределах собственного двора, конечно, должно оставаться своим – эздел не вступает против личного интереса, а, наоборот, поддерживает его. Но всё то, что находится за пределами двора, должно перестать быть чужим, а стать «нашим», всеобщим. Тогда личный интерес не будет оставаться ограниченно замкнутым, а распространится на всё. «Наше», ингушское станет всеобщим, личным интересом каждого. От этого не пострадает и двор, наоборот, он только улучшится, потому что, пользуясь таким личным интересом, мы достигнем другого, несравнимо более высокого уровня в отдельности. От этого выиграет не только сам ингушский народ, который всегда был и остаётся морально сильным народом и вместе с тем – бедным материально, но выиграет и каждый из нас в отдельности. При непременном условии, если каждый из нас не кивая а другого и не избегая ответственности за всё «наше», будет следовать рассматриваемому моральному правилу эздел.

А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика