Эздел – Ингушская Этика – Нравственные понятия и термины ч.26
Во/Зло
Во (зло) – негативная категория ингушской этики, противоположная категории дика (добро). Во, как понятие ингушского морального сознания, служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащам требованиям Эздел, заслуживающем осуждения. А также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств человека. Сюда относилось любое зло, моральное или социальное, а также явления природы, приносящие бедствия и несчастия, горе и страдания. Все эти негативные проявления, зависимые или не зависимые от человека, оценивались с моральной точки зрения и считались во, с которым человек может и должен бороться.В Эздел бытуют глубокие философские идеи о природе зла (во) и добра (дика). Согласно им, во является другой, противоположной стороной дика.
Во не может существовать без дика, а дика без во. Во проявляется в виде пороков людей, несчастий и бедствий, вражды, войны, разрушений и т.п., когда нарушается гармония миропорядка. В том числе и миропорядка между людьми, поддерживаемая дика. Между дика и во происходит постоянная борьба как в человеке, так и во всем мире. Дика сильнее во, и поэтому гармония является естественным состоянием мира, но случается, что во побеждает дика и гармония нарушается, наступает кегар хаос) – стихия во. То же может произойти и в человеке, если нормы Эздел будут нарушены, будет нарушена гармония, существующая в человеке, зло в чем-то или во всем человеке победит добро.
Понятие во, таким образом, является предметом глубоких размышлений и наблюдений Эздел. Отдельным объектом этих размышлений, отраженных и в пословицах, поговорках, в других жанрах фольклора, является зло не только в общественной жизни (проявления насилия, несправедливости, бесправия, социального и национального гнета и т.п.), но и зло в человеке, размышления о том, есть во саг (букв: плохой человек).
Во саг есть человек, созательно нарушающий нормы нравственности ради корыстных целей или иной материальной выгоды и поэтому, с точки зрения моральной, он не заслуживает никакого снисхождения и оправдания. Во саг должен быть всюду изгоняем и отчуждаем как потенциальный носитель зулам – преступности. В соблюдении этой нормы Эздел абсолютно категоричен, суров и непримирим.
А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика