Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.14

Тот кто никогда не сердится, – осёл, тот, кто не перестает                                                       сердиться, – также осёл.

ЭгIаз ца водар а вир, эгIазвахачул тIехьагIа хьа ца кхетар                                 а вир.

В сложных взаимоотношениях не всё одномерно, и не следует человеку всё происходящее вокруг него воспринимать одинаково хорошо или одинаково плохо. Это было бы не только неэтично, но и глупо.

Возникают ситуации, когда человеку необходимо реагировать соответствующим образом – сердиться. Поэтому «тот, кто никогда не сердится, – осёл». Ему, как и ослу всё равно. Он не реагирует на то что должно было вызвать его недовольство, осуждение. Сердиться нужно, конечно, не по каждому поводу, но случаются ситуации, когда действительно следует сердиться, особенно мужчине, именно сердиться (эгIазвахар – состояние сердитости ), но не обижаться.

Позволить себе обижаться могут только женщины и дети. Мужчине же не позволяется такая «вольность» или «слабость». Мужчина никогда не может обижаться, он может только сердиться. Если не знающие эту норму, обращаясь к мужчине говорят «Ты не обижайся», то невольно, сами не желая, задевают его мужское самолюбие. И мужчина бывает вынужден напомнить, что он не обижается а сердится.

Если же неотходчивый продолжает сердиться и после того, когда можно было перестать уже сердиться, он тоже согласно правилу, является ослом. Это уже глупое, ослиное упрямство. Оценка дана, недовольство, осуждение того, что заслуживало этого, высказано и продемонстрировано – значит, уже нет смысла продолжать сердиться. Иначе оно превращается в свою противоположность и становится не лучше того, что человек не сердится вообще никогда. И потому такой человек – опять упрямый осел.

А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика