Мурад Полонкоев: «Башни, горы, лошади и женщины – самое интересное в жизни. А деньги – тлен…»
Долг каждого – построить башню своего рода
В каждой стране, в каждом крае, республике свои достопримечательности. В Ингушетии – это башни и Мурад Полонкоев. Работы этого художника известны не только в России, но и за рубежом. Вот уже восемнадцать лет, как он обосновался на земле своих предков. Причем на малую родину переехал в сложный для Ингушетии, как, впрочем, и всего Северного Кавказа, период.
Построил практически своими руками дом. Некоторые его детали хоть сейчас в музей на экспозицию можно отправлять.
Фасад дома выложен мозаикой. Гостей встречает всевидящее око Господа и заветные для каждого мусульманина слова: «Нет Бога, кроме Аллаха».
Все творчество Полонкоева пронизано любовью к родным местам. Много раз в своих работах он прославлял мастерство ингушских строителей, изображая древние башни, по праву ставшие символом республики.
О Полонкоеве говорят: «Он – многогранный талант». И все же не выражает это слово всей глубины того дара, которым одарила его судьба. Он рисовальщик и живописец, скульптор и керамист, гравер и чеканщик. Кажется, что художнику в работе, как птице в полете, легко и свободно.
Трудно назвать ту область искусства, которую бы не освоил Мурад Махиевич. Его дом уникален. И изнутри, и снаружи он носит отпечаток индивидуальности своего хозяина – не просто художественно одаренного человека, но, прежде всего, сына своей родины.
Вот уже восемь лет, как Мурад Полонкоев осваивает, на первый взгляд, совсем не художественное ремесло строителя. Во дворе своего дома он возводит родовую башню, предназначенную стать музеем творчества ее создателя.
Художник так часто изображал в своих работах башни, что, наконец, понял: пора строить свою, башню своего рода. Тем более навыки строительного ремесла в каждом ингуше заложены природой. На Северном Кавказе давно известно: лучшие строители живут в Ингушетии.
Практически все свое свободное время и заработок художник вкладывает в стройку всей своей жизни. Работа потихоньку движется к своему логическому завершению.
Когда мы приехали в гости к Мураду Махиевичу, работа была в самом разгаре. Художник поприветствовал нас с 20-метровой высоты:
– Мне к вам спуститься или сами подниметесь? – спросил он.
Мне не хотелось прослыть трусихой, и я начала восхождение на башню. Путь наверх, замечу, занял минут 10. В то время как хозяин, отметивший 65-летний юбилей, преодолевает дорогу по строительным лесам чуть больше чем за минуту.
По старинной традиции башню раньше строили за год и всем родом. А вот Полонкоев строит уже восемь лет, и помогают ему мальчишки-подмастерья. У сыновей, которые пошли по стопам отца, своя жизнь. Они бы и рады помочь, да живут вдали от дома.
– Да какие сейчас могут быть творческие планы? Сейчас все свое время уделяю стройке. А зимой буду заниматься организацией выставок, и время на творчество появится, – говорит художник, орудуя мастерком.
Башня Полонкоева будет практически самым высоким зданием в селении Средние Ачалуки. Стройка подходит к концу. Осталось достроить верхний этаж и перекрыть крышу.
– Крыша будет состоят из 13 слоев твердого сланца особой породы, который достать весьма проблематично, – объясняет Мурад Полонкоев.
Авторитет художника в республике настолько велик, что и эту проблему уважаемому человеку помогли решить. Так что материал есть, здоровья тоже хватает, а уж неуемной энергии на десятерых молодых хватит.
Художник с активной гражданской позицией
Как наступят холода, мастер переберется творить в студию, которая достойна отдельного описания. Просторная, обитая деревом, а в центре свод крыши держит огромный ствол орехового дерева. Мольберт, кисти, краски. В студии тихонько гудит огонь в печи. Умиротворяющая и спокойная атмосфера – все, что нужно для творчества.
Долгое время художник жил и работал в соседней Чечне. В Грозном у Мурада Махиевича была огромная студия, о которой он не без грусти вспоминает. Около сорока его работ экспонировались в Национальном музее Грозного, некогда крупнейшем на Северном Кавказе. Но война сделала свое дело: музей разграблен, многие уникальные вещи утрачены или осели в частных коллекциях по всему миру. Полонкоеву, кстати, несколько раз предлагали выкупить его же собственные работы, разворованные музейными грабителями.
Оружие и антиквариат – еще одна страсть художника. В его коллекции холодного оружия есть уникальные вещи.
– Коллекцию я собираю уже более 35 лет. У меня есть бронзовый котел, датируемый XV – XVI веками нашей эры. Он из храма Тхаба Ярды. Есть и сабля легендарного Шамиля, – об оружии Мурад Полонкоев готов говорить часами.
Да и сам он легко может потягаться со старыми кавказскими мастерами в изготовлении клинков.
Мурад Махиевич, используя технологии старых оружейников, делает луки, стрелы, доспехи. На церемонии открытия первых Кавказских игр доспехи, сделанные мастером, увидела вся страна. Кстати, это совсем не бутафорское оружие. С такой военной амуницией любой древний воин без сомнения пошел бы в бой.
Истинный патриот своей родины, воспевающий в своих работах красоту Ингушетии, Мурад Полонкоев занимает активную гражданскую позицию. Он входит в состав республиканского Совета тейпов, где уважаемые люди со всей республики помогают власти в решении государственных задач. Воспитание молодежи – одна из наиболее сложных. В Ингушетии эта проблема стоит особо остро, ведь часто здесь якобы для борьбы за идею молодые люди уходят в лес. На самом же деле в большинстве своем ими движет банальное стремление заработать легкие, но, как потом оказывается, кровавые деньги. Задача старейшин – показать своим жизненным примером, что в этой жизни на самом деле вожно. Мурад Полонкоев – яркий пример человека, добившегося всего своим трудом, талантом и мастерством.
НАША СПРАВКА
Мурад Полонкоев – Народный художник РФ и Народный художник Республики Ингушетия, Почетный член Российской академии художеств. Один из крупнейших и известнейших мастеров живописи Северного Кавказа. За выдающийся вклад в изобразительное искусство Северного Кавказа был награжден золотой медалью Союза художников России.
«С непринужденностью мастера, властителя формы и цвета, он переходит от одной манеры к другой, соединяя реализм с абстракционизмом, экспрессионизм с классицизмом. Поражает и глубина замысла, и проникновенность исполнения. Мурад избегает однообразных приемов письма. Он сочетает корпусные, пастозные мазки с точечным чеканным ударом кисти; начинает скрупулезно, с несвойственным для своего взрывного характера терпением обрабатывать выбранный фрагмент картины», – пишет о нем сайт Союза художников России.
Мурад Полонкоев создал свой стиль и узнаваем во всем, чего касается его творческая рука.
Полонкоев учился в Алма-Атинском художественном училище, затем на отделении монументальной живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР у всемирно известного художника, профессора А. А. Мыльникова.
МЕЖДУ ТЕМ
Художник Полонкоев не впервые возводит родовую башню. Тема ярко прозвучала в «Мемориальном комплексе жертвам репрессий», созданном по проекту художника в 1997 году.
В 2002 году художник был удостоен за этот проект золотой медали Российской академии художеств. Комплекс является объектом исторического и культурного наследия Ингушетии. «Мемориальный комплекс жертвам репрессий» является также памятником архитектуры и внесен в реестр Академии художеств РФ, а также в каталог «Памятник и памятные знаки жертвам репрессий на территории бывшего СССР» музея Общественного центра имени академика А. Сахарова.