Эздел – Ингушская Этика – Нравственные понятия и термины ч.28
28. ГIулакх\Этикет
ГIулакх (этикет) – понятие нравственной культуры, определяющее свод правил поведения, обусловленный нормами ингушской национальной морали. Эти правила выражали, как повсюду, внешние проявления отношений к людям: обхождение с окружающими, формы обращения приветствий, поведение в общественных местах и в семье, манеры и ноение одежды, а также сложные системы регламентированного поведения и ритуалов, бытовавших в ингушском обществе. Под понятием ГIулакх
Имелся в виду не только сам ингушский этикет, но и этикетные нравственные нормы. Этикетные правила были знаками, формами или способами внешнего выражения именно этих этикетных нравственных норм. В ингушской морали бытовали нравственные нормы, которые выражались не этикетом, а иными способами.
ГIулакх являлся составной частью внешней культуры ингушского общества, особенно в сфере взаимноотношений и взаимного общения. Ведь другое значение этого термина – «дело». Несоблюдение человеком того или иного правила этикета определялось как гIулакхаца вац (буквально: вне дела), что было достаточно предасудительной характеристикой поведения человека.
Более подробно понятие ГIулакх раскрыто в следующей главе, посвященной ингушскому этикету. Здесь же ограничимся констатацией того существенного обстоятельства, что гIулакх ингуши придавали не формальное, а большое фактическое значение. Для них г1улакх был не формальностью, а большой, значительной нравственной и культурной ценностью, весьма почитаемой и лелеемой в их общетсве. Настолько почитаемой, что в поседневной жизни сами нормы этики благородного и благородства (Эздел) понимались и часто применялись как синонимы понятия гIулакх. Следлвательно, в ингушском понимании и толковании г1улакх – особый этикет. Это этикет благородного и благородства.