Эздел – Ингушская Этика – Нравственные понятия и термины ч.20

20. Айхьазал./Неприличие

Айхьазал(неприличие) – негативное нравственное понятие, характеризующее нарушение норм приличий – айхьал, рассмотренных выше, а также такие четры характера. Как беззастенчивость. Развязанность. Моральному осуждению подвергались не только явные отрицательные проявления –  наглость. Бесцеремонность, беспардонность, осуждаемые всюду, но и незаметные на внешний. стороний взгляд нарушения дистанций взаимоотношений. Определяемыми нормами айхьал, и без указанных выше проявлений.

Это понятие – противоположность айхьал (букв.: вышедшее из айхьал. То есть из норм приличий). Отсюда айхьазавалар (ялар) – нарушить, выйти из норм айхьал. Такого человека определяли как айхьазаваьнна саг – человек, ведущий себя неприлично в отношении кого-то или чего-то. Находящегося в состоянии айхьазавалар.

Существовали различные степени предосудительности по отношению к айхьазавалар (ялар). В одних взаимноотношениях такие нарушения были более предосудительными, в других – гораздо менее, в третьих – просто нежелательными «профилактическими». Эта степень предосудительности зависела от многих факторов в сложной и сложнейшей системе взаимоотношений по нормам. Об одном этом можно было бы написать отдельную книгу – настолько этот вопрос был тщательно, со всеми подробностями разработан в Эздел. Мы же вынуждены здесь ограничиться весьма краткой характеристикой этого уникального по своей природе и содержанию явления.

Степени или градации предосудительности преследовали цели вместе с другими нормами не допускать нарушений согласия в семье  и в обществе, создовать благоприятный взаимный климат для совместнного повседневного проживания. Не говоря уже о предупреждении случаев сложных, спорных, конфликтых по тому или иному поводу, возможно, и без всякого серьезного повода. Это делалсь для того, чтобы не допусткать случаев во взаимоотношениях, когда уважение могло стоать неуважением, взаимное понимание – взаимным непониманием. Друг мог превратииться в недруга, близкий родственник –  в чужака. Два достойных человека могли сорваться – айхьзавалар и начать вести между собой ж1але къамаьл – «собачий» разговор, «собачий лай».

Но существовали нормы взаимоотношений, когда моральное сознание подвергало айхьазавалар категорическому запрету, не оправдывая никаких градаций. Айхьазавалар, например, нельзя было допустить зятям по отношений к теще и тестю, взрослыми, совершенолетними детьми по отношению к отцу, невесткой по отношению к отцу мужа, равно как и им по отношению к невестке, и.т.п. Это были нормы особых приличий, выделенных понятий айхьал в особую категорию взаимоотношений, малейшие отклонения в которых считались совершенно недопустимыми, дикими и немыслимыми для человека, находящегося в здравом уме и твердой памяти. Отсюда и моральное правило, рассмотренное выше: «скажи дочери, чтобы услышала невестка».

А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика