Чудо-филигрань

IMG_5364001.jpgЖИТЕЛЬ Назрани Бекхан Дахкильгов в Ингушетии – единственный, кто владеет филигранным ремеслом.

Азы профессии мастера по художественной обработке металла Бекхан освоил еще в советские годы, окончив художественное училище в Северной Осетии.

Но всерьез смог заняться этим делом только годы спустя, когда брат подарил ему необходимое ювелирное оборудование, купленное на известном «птичьем» рынке в Москве, – роскошный подарок в то время. Некоторыми инструментами из своего первого набора мастер пользуется до сих пор.

Чтобы заработать на жизнь, Бекхан ремонтировал ювелирные украшения, а в свободное время творил, создавая золотые и серебряные шедевры. Он никогда не копировал чужие вещи, полагаясь в любимом деле лишь на собственную фантазию и ингушский национальный орнамент, элементы которого он воспроизводит в своих работах.

В мастерской Бекхана висит войлочный коврик, связанный руками его бабушки почти сто лет назад с рисунком, похожим на рога животных.

– В основе старинного ингушского орнамента лежит так называемый звериный стиль, именно его я и использую, – поясняет внук рукодельницы.

Мастер показывает свои работы – это не только эксклюзивные украшения, но и женские металлические пояса, которые в древности были неотъемлемой частью одежды ингушской женщины (сегодня девушки в республике выходят в таких замуж). Бекхан изготавливает новые пояса и занимается восстановлением старых. Раньше они хранились в каждой ингушской семье и передавались из поколения в поколение. В тяжелые годы сталинской депортации ингушей люди были вынужденные обменивать наследие предков на хлеб. Сегодня многие в Ингушетии стараются вернуть утраченное или хотя бы воссоздать древние реликвии.

Бекхан Дахкильгов изготавливает кинжалы, используя в качестве образцов старинное холодное оружие. В его семье сохранился кинжал прадеда — героя гражданской войны, датированный 1901 годом. При высылке дед Бекхана Ахмед, который в первые годы советской власти занимал пост секретаря партийной ячейки, обломал лезвие клинка, оставив себе лишь его рукоять. В то время, если у ингуша находили целый кинжал, его разлучали с семьей. Бекхан воссоздал оружие прадеда. Чтобы сделать кинжал, ювелиру требуется от полугода до года.

Больше всего мастеру нравится работать с серебром.

– Оно живое, сразу реагирует на самочувствие владельца. Если он заболел, изделие почернеет. Серебро вытягивает болезнь, – уверен Бекхан.

Перстни или часы из этого металла он рекомендует носить мужчинам, бытует мнение, что серебро поддерживает мужскую силу, а вот женщинам, по мнению ювелира, лучше отдать предпочтение украшениям из золота. Они умиряют дамский пыл, делая женщину более спокойной.

– Большинство производимых сегодня ювелирных изделий плохого качества, при поломке они даже не подлежат восстановлению. Нередко дешевые ювелирные украшения заказываются за границей, привозятся в Россию и уже здесь на них ставится проба, а потом они попадают на прилавок как заводские изделия, – сетует ювелир с многолетним опытом Увы, определить качество и подлинность красивой вещи может только специалист.

Секрет своего мастерства Бекхан Дахкильгов держит в тайне. Зато он поделился с «РГ» эффективным способом очистки серебра: в аптечный раствор аммиака бросают кусочек мела. Полученную жижу наносят старой зубной щеткой на изделие и оставляют примерно на час подсохнуть. Потом украшение нужно потереть и вымыть. Этот метод позволяет удалить грязь даже из самых мелких отверстий, и серебряная вещь снова засияет как новая.

СПРАВКА: Скань или филигрань – один из древнейших видов художественной обработки металла. Скань – древнеславянское слово, которое означает свить, скрутить. Получается скань от скручивания двух проволочек, образующих “веревочку”. Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотно уложенных зернышек. Дополняется скань зернью – маленькими шариками, делающими изделие еще более красивым.

Алена Ларина, «Российская газета» 24 ноября 2011 года 

http://www.ingushetia.ru/m-news/archives/015333.shtml#more