Эздел – Ингушская Этика – Нравственные понятия и термины ч.2

2. Фарал/Благодать

Фарал (в переводе с ингушского языка – источник благодати, изобилия. Гармонии и согласия) – древнеингушское этическое учение о мироздании и благодати. Судя по сохранившемся архаическим материалам, оно возникло предположительно в 1-м тысячелетии до н.э. зародилось скорее всего в жреческой среде. Так как в нём много  элементов языческой религии, мифологии, языческой концепции происхождения мира. Вероятно, в древности существовала целая школа ингушских жрецов – философов, создавших и проповедавших фарал. Но имена их и само учение, к сожалению, всё ещё неизвестны науке.

В преданиях сохранились имя и суть учения одного из них, конечно осмысленное народом в доступной ему образно-мифологической форме. Его звали Магал. Предание о Магале впервые записал и опубликовал в 1875 году ингушский философ и просветитель XIX века Чах Архиев в очерке «Ингуши (их предания, верования и поверья)».

Приведём целиком ту часть предания, которая повествует о древнеингушском мудреце-философе Магале.

« В горах есть теперь развалины одного аула, который прежде носил название Магал. Аул этот расположен на обрывистом склоне Чёрных гор, в Шанском ущелье. Давным-давно, когда аул этот был населён ещё так, что мог выставить шестьдесят всадников, жил в нём один учёнейший человек, которого звали также Магалом: у него была весьма замечательная священная книга, из которой он обыкновенно почерпывал свою мудрость и знания. Эта книга теперь ещё хранится в храме, находящемся между развалинами аула носящем название «Магаерда».

У учёнейшего мудреца Магала, именем которого был назван сам аул, хранилась драгоценная и замечательная «Звезда ветров», она лежала в крепком сундуке, который не могли разбить никакие инструменты.И на самом дне была прикрыта многими другими вещами, представляющими своею важностью и драгоценностью предмет зависти и почтения как других учёных. Так и всех соплеменников. В доме этого Магала жила замечательная белая змея: она умела говорить по-человечески и считалась членом семьи Магала за вою разумность и кроткое поведение.

Однажды учёный Магал, приготовивший все необходимые дорожные принадлежности и вооружившись лучшим своим оружием, отправился на юг. В «грузинскую сторону». Которая лежала далеко за снеговыми горами. Окончив все свои дела. Магал возвращался назад.

Дорогой он заехал на ночлег в аул Затр, по обыкновению горцев, хозяин сакли, в которой Магал остановился, Магал заметил, что у козла, лежавшего недалеко от кунацкой сакли, закачалась борода. Обстоятельство это поразило Магала, так как в это время в горах вовсе не существовало ветров. Магал, несмотря на свой сильный аппетит. Перестал есть и начал думать о причине такого странного явления. Вдруг он вспомнил о «звезде ветров», которая хранилась в его сундуке, так как ключ от сундука он оставил своей жене, то у него явилась мысль, нет ли какого-либо несчастья в его доме – с сундуком? Эта мысль до того овладела Магалом. Что он, не окончивши своей еды, тотчас же вскочил на коня и поскакал домой.

Между тем в его отсутствие в семье случилось важное происшествие. Один из маленьких сыновей Магала любил постоянно играть с белой змеёй. Во время отсутствия отца, играя с нею, ударил её ножом и отрубил ей хвост. Змея страшно рассердилась на мальчика, бросилась на него и ужалила так, что мальчик вскоре умер. Несчастная мать. Прибежавши на крик своего ребёнка и увидев его труп, совершенно растерялась от горя и начала бегать по комнатам. В то время, ища как бы бессознательно тряпки для раны сына, она отворила заветный сундук и начала ворочать в нём рукою. Лишь только она отвернула предметы, прикрывшие «звезду ветров», последняя быстро поднялась и улетела на небо. С этого времени в горах начали дуть почти каждый день сильные ветры, между тем как прежде их никогда не бывало.

Прискакавши домой, Магал был страшно поражён совершившимся несчастьем, особенно потерею звезды.

Зная, что змея владеет многими чудодейственными секретами, он стал вызывать её к себе из норки. Обещал сделать ей хвост из золота и серебра, а за это просил её только содействовать возвращению с неба «звезды ветров» в заветный сундук.

После усиленных просьб белая змея вышла из своей норки и приблизилась к Магалу. Она хотела вступить с ним в переговоры, но, нечаянно взглянув на свой отрубленный хвост, вдруг раздумала и сказала ему: «нет. Магал. Как я не забуду своего отрезанного хвоста, приделавши золотой, так и ты не забудешь своего сына и рано или поздно убьешь меня поэтому между нами больше уже не может быть мира и согласия!» сказавши это, змея опять поползла назад и скрылась в своей норке.( ингушская империя) Когда змея вышла из норки для объяснения с Магалом. «звезда ветров» так низко опустилась с неба над саклею Магала, что её можно было достать с крыши, когда же змея удалилась в свою норку, «звезда ветров» снова поднялась на воздух так, что чуть виднелась на высоте…»

Это предание доносит до ас очень ценную информацию о жизни, деятельности и учении древнего мудреца философа Магала. Не случайно много места в предании уделяется дружбе мудреца с «звездой ветров» (Миха Седкъа) и белой змеей ( КIай Лехья). В другом предании есть подтвержедние, что эти персонажи. Которыми так дорожил Магал, являлись атрибутами, символами, носителями и хранителями фарал. В нём повестуется о том, что «Благодатная птичка» (Файра Хьазилг), «Звезда Ветров» (Файра Миха Седкъа) и Змея ( Файра Лехьа) не могли жить в разлуке. Файра Хьазилг давала обильные урожаи, Файра Миха Седкъа не давала дуть ветрам. А Файра Лехьа оберегала от зверей скот» . большое значение имеет и «заветный сундук» мудреца, в котором хранились не только «звезда ветров», но и вещи, приборы (очевидно, предназначенные для наблюдений, научных исследований), как свидетельствует предание, «представляющие своею важностью и драгоценностью предмет зависти и почтения как других учёных, так и всех соплеменников». Остаётся все же неясным. Что это были за «вещи». Быть может, кроме упомянутой «священной книги», это были инструменты и приборы для наблюдений, книги и рукописи учёного. Во всяком случае, несомненно одно: в народной памяти сохранился образ учёного мудреца, постигшего тайны  во многих областях знаний, проповедавшего учение фарал, а может быть, и создавшего его.

Постепенно фарал приобретает черты безымянного народного учения. В нём стали явно преобладать этические идеи и элементы. Согласно ему, вся гармония мира, вселенной, всё благополучие рода человеческого по воле Дяла держится на благодати – фарал. Там. Где присутствует фарал, царит всеобщее согласие, благоденствие и обилие всего. Вырастает достойное потомство, которым род человеческий может гордиться. Земля бывает настолько «жирной», плодоносной, что стоит её сжать в кулаке, как из неё капает масло. Фарал   всюду распространяет своё животворное, созидательное сияние. Не видимую человеческими глазами энергию.

Но там, где фарал исчезает, наступают времена хаоса, вражды, войны между людьми, всеобщего осуждения, вырастает ничем не брезгующее потомство – тиша тIехье. Причина исчезновения фарал – нарушение гармонии и согласия в природе и обществе вследствие дурных поступков и деяний людей, вражды и насилия. Фарал легко уязвимо и не может находиться там, где творится дурное, где торжествуют зло и насилие, жестокость по отношению к природе и человеку. Фарал уходит из таких мест. Фарал может никогда не вернуться на то место, откуда оно ушло. Поэтому люди, род человеческий (адам) должны беречь фарал, иначе ему не избежать оскудения и гибели.

Философские идеи, представления, суждения, принципы, категории, относящееся к учению фарал, отражены в в лексике ингушского языка (у других нахских этносов этого понятия нет), в благопожеланиях (ловцаш), мифах, сказках, легендах и преданиях, песнях и в других жанрах фольклора (в образах Жер-Бабы, Хамчий Патараза древне-ингушского нартского эпоса), в обрядах, обычаях, традициях, в многочисленных памятниках материальной культуры, в идах народных искусств, во всей народной философии.

Следовать учению фарал – значит быть добрым, правдивым, щедрым, чистым сердцем (дог цIена), не помнить зла, отвечать добром на зло и тем самым не дать ему распространяться. А отвечая злом на зло, человек становится  вольно или невольно виновником распространения зла. Человек должен уважать старших, быть опорой младших и слабым. Он должен побороть в себе жадность и зависть, быть великодушным, гуманным, жалостливым, чистоплотным и опрятным. И тогда благодать – фарал не покинет его. Фарал умножает добро и доброе и тем самым, согласно учению, искоренят зло. Отсюда одна из основных идей, постулатов фарал: зло можно и должно искоренять, постоянно и повсюду творя добро. Чем больше человек творит добра, тем больше невидимая глазу благодать – фарал распространяется на него и его окружение, и наоборот.

Учение фарал в течение веков переосмыслялось и видоизменялось, приобретая  всё больше этические эстетическое содержание и значение. Многое забыто, но основные его постулаты, часто в другой форме и в других интерпретациях, сохранялись и не потеряли актуального научного и воспитательного значения и сегодня.

Как видим, не всё в фарал совпадает с этикой эздел. Некоторые нормы имеют противоположные эздел толкования. Особенно указанный принцип фарал: зло победить и остановит может только добро без насилия. Видимо, в чём-то существенном этика фарал была иной, чем этика эздел, но она, предлагала свои альтернативны, дополняла и углубляла последнюю, являясь действенным ключом к пониманию и толклванию многого в истории и культуре народа.

3. Сий/ Честь

А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика