Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.18

Горячего не бойся, тихому не верь.

Чехкачох ма кхера, кIадачох ма теша

Это правило в той или иной формулировки бытует в этике многих народов. Нормы, определяемые им, примерно одни и те же и имеют общечеловеческое значение. Здесь замечено, что человек «горячий», «быстрый» на реакцию, «острый», как правило, правдив, великодушен, немелочен, ничего не таит за душой, не преследует какие-то скрытые цели, он на виду, у него что в душе, то и на языке. И понятно почему общечеловеческая мораль, в том числе и Эздел, не видит в таких чертах характера человека ничего предосудительного, что можно подвергать строгому моральному осуждению.

Правда, Эздел не одобряет и горячность. Она может спровоцировать нежелательные последствия. Но в целом это простительный, по Эздел, недостаток человека сам по себе, особенно по сравнению. С мягкостью ( кIаьда), скрытностью человека.

За мягкостью же справедливо замечено предрасположение к скрытности – весьма осуждаемый в Эздел черте характера человека. Правда, не каждый мягкий человек скрытен, но, как правило, мягкость часто служит маской скрытности. Человек говорит одно, но скрывает другое, преследуя свои корыстные цели. С целью обмана окружающих такой «мягкий» человек создаёт видимость благородства.

А ничто Эздел не осуждает так, как видимость благородства, показуху. В этом Эздел справедливо видит реальную угрозу нравственной девальвации ценностей, сначала в области морали, а затем и в других областях. Поэтому правило и призывает не относиться к мягкости с полным доверием, не принимать на веру (ма теша)  слепо, отличать действительную мягкость от мягкости-маски. Человек, отличающийся мягкостью-маской, часто слывёт в среде людей благородным, так как он старательно соблюдает все внешние ритуалы и приёмы, правила этикета, демонстрируя своё показное благородство эффективнее и ярче, чем человек искренний, но горячий, который и не следует за соблюдением всех правил этикета и поэтому производит впечатление менее благородного человека. Он часто говорит правду в глаза и не думает о том, чтобы кому-то понравиться. Первый же как раз думает только об этом. Для него важно, чтобы он понравился окружающим, он стремится не к правде и справедливости, а старается произвести наиболее благоприятное впечатление – ему это необходимо для своих корыстных целей. Могут быть и другие мотивы.

Мягкий человек может мало говорить, но эффективно и неожиданно действовать. За внешней мягкостью и слабостью может скрываться сила. Мягкий человек может оказаться сильным и очень сильным человеком независимо то того, какие цели он преследует – похвальные, моральные или предосудительные. Если кто-то предпримет против него какие-то действия или не примет меры предосторожности, считая его слабым и не способным на противодействия, то результаты могут быть неожиданными и очень плачевными для тех, кто недооценил такого человека.

А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика