Ингушская Этика для “ЧАЙНИКОВ” ч.2
2.Не торопись и не забывай
Сих а мале, виц а мале
Данное правило прежде всего определяет нормы, связанные с принципом сабар – неторопливости.
« Не торопись » – прежде хорошо продумай, как собираешься себя вести, подумай о деле, как лучше сделать его, благоразумно ли, морально ли оно, не принесёт ли вред вместо пользы, зло вместо добра. И « не забывай » – вовремя сделать то, что откладывать нельзя, или то что по благоразумным причинам было отложено. Тогда еще было неисполнимо, а время и возможности исполнения его уже наступили – дальше думать и откладывать его нельзя, наоборот, необходимо поспешить исполнить его, пока время не упущено.
Правило регулировало не только дела и поступки повседневной жизни, чтобы всё делалось в своё время, не раньше и не позже. Здесь важно было не только не торопиться, чего бы это ни касалось. Например: когда случалась ссора, вражда, когда необходимо было сеять или убирать урожай, женить сына или выдать дочь замуж и т. п. Всё в повседневной жизни делалось по этому правилу: не торопиться и не забывать.
Большое место занимало данное правило и при разрешении сложных, а порой и драматических ситуаций, затрагивающих интересы жизнь всего народа. Если проблема оказывалась сложной и решить её в пользу народа было проблематично, старики, собравшиеся на совет – что делать, говорили: «Вай даьш яхад : « Сих а мале. Виц а мале ».
Наши предки говорили: « Не торопись и не забывай». Это значило: необходимо, руководствуясь данным правилом, не торопясь, тщательно взвесить все «за» и «против», в том числе и с точки зрения соблюдения нравственных норм. Безнравственные решения отвергались. И если выяснялось, что факторы « против » преобладало над факторами « за » немедленные действия, то принятие решения откладывалось до более благоприятного времени.
Хотя рассматриваемое правило и ценилось столь высоко, ингуши часто забывали обиды, несправедливости, притеснения, чинимые им соседями. Об этом свидетельствуют многочисленные факты прошлого, да и настоящего.
Всё, что делалось нашими соседями, близкими и дальними, хорошего и плохого, должно быть широко известно всем ингушам.
Оно должно быть предметом само широкого и постоянного просвещения населения, образования и воспитания в школах и вузах. Должна быть организована в различных формах и способах постоянно циркулирующая объективная информация обо всём, чтобы мы не поддались новой губительной спячки забывчивости и доверчивоати. И тогда современные ингуши смогут осуществлять на деле и в полной мере мудрое правило, остальное в наследство предками: « Сих а мале, виц а мале ».
А. Х. Танкиев Эздел– Ингушская Этика– Ингушская Этика